История пятидесятников в России

Первые общины евангельских христиан-пятидесятников появились в России более 100 лет назад.
Первые протестанты в России появились уже во второй половине XVI века - в Москве был построена Немецкая слобода, населенная различными иностранцами, преимущественно, торговцами. По вероисповеданию большинство населения слободы были протестантами. Помимо этого развивалось российское евангельское движение, в котором проявились вековые традиции русского богоискательства. Оно независимо возникло в одно и то же время в трех различных регионах: среди молокан на Кавказе, среди малороссийских крестьян на Украине и среди знати в Петербурге. Довольно быстро возникла тесная связь между этими очагами, что привело к формированию единого движения.

Практически все время, за исключением кратких периодов, евангельское движение развивалось в подпольном состоянии. Тем не менее оно смогло стать значимой общественной силой и предложить России альтернативный вариант христианства: современного по форме, свободного от давления иерархии, открытого людям, включенного в мировое сообщество церквей, способного вести диалог с нехристианским миром.

Частью этого евангельского движения стали общины пятидесятников. Первые поместные церкви христиан евангельской веры (ХЕВ) пятидесятников появились на территории России в начале XX века. В 1913 году миссионеры-пятидесятники Александр Иванов и Николай Смородин образовали общину в Санкт-Петербурге. Миссионеры Порфирий Ильчук и Трофим Нагорный служили на Западе России, в результате возникли первые общины в Московской, Новгородской и Вятской губерниях. Более распространенным и многочисленным направлением пятидесятников в СССР и России стал Союз ХЕВ, основанный Иваном Воронаевым, принявшим веру в США и вернувшимся в начале 20-х годов в Одессу. Сначала он создал Одесский областной, затем Всеукраинский союз ХЕВ, пытался создать ХЕВ в масштабе СССР в 1925 году. Второй Всеукраинский съезд ХЕВ принял постановление о переносе центра движения в Москву. Уже к 1927 году Союз ХЕВ насчитывал свыше 350 общин с более чем 17 тысячами прихожан.
Иван и Екатерина Воронаевы. Подробнее их историю можно прочитать в книге Льва Симкина "Бегущий в небо"
В 1928 году отношение советского правительства к религиозным объединениям становится резко нетерпимым. В 1929 году к пятидесятникам применили новое законодательство о религиозных культах - Союз ХЕВ лишили регистрации и запретили официальную деятельность. В 1930 году епископ Иван Воронаев совместно с другими служителями Союза был репрессирован и принял мученическую смерть.

В 1945 году часть общин ХЕВ под нажимом советских властей присоединились к Союзу евангельских христиан-баптистов (ЕХБ), но большая часть церквей пятидесятников продолжала действовать без регистрации в условиях подполья и подвергалась жестоким гонениям, о чем подробно писал Александр Солженицын в своей книге «Архипелаг ГУЛАГ». За период 1945—1968 гг. к Союзу ЕХБ присоединилось около 40 тысяч пятидесятников.

Конец 50-х и начало 60-х годов ознаменованы особенно жестким преследованием верующих пятидесятников в СССР. По негласному указанию советских органов от руководства Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов были отстранены наиболее авторитетные лидеры церкви. На их место поставили малообразованных, а порой и откровенно ущербных людей. После появления «инструктивного письма» старшим пресвитерам, многие пятидесятники вышли из состава Союза ЕХБ. В 1961 году Совет по делам религий при Совете Министров СССР утвердил инструкцию, по которой не допускались к регистрации «религиозные общества и группы верующих, принадлежащие к сектам, вероучение и характер которых носит антигосударственный и изуверский характер: иеговисты, пятидесятники, истинно православные христиане и т.п.». Инструкция сформулировала требования, которые местные органы власти должны были предъявлять к «сектантам-пятидесятникам», объявив это религиозное направление реакционным, практикующим изуверский культ.

Именно на конец 50-х и начало 60-х годов приходится до 95% всей атеистической литературы с критикой пятидесятничества, опубликованной за весь советский период. Власти развернули открытую травлю христиан-пятидесятников. В сознание люден вбивалось нетерпимое отношение к «сектантам-изуверам». Центральное телевидение демонстрирует серию откровенно тенденциозных фильмов о пятидесятниках («Тучи над Борском», «Чудотворец из Бирюлево», «Это тревожит всех», «Апостолы без масок»). В многочисленных газетных публикациях и отдельных печатных изданиях предпринимались попытки всячески очернить деятельность верующих, им предписывали самые чудовищные злодеяния. В этот период были осуждены на длительные сроки заключения священнослужители и рядовые верующие-пятидесятники (А.И.Бидаш. И.А.Левчук, В.И.Белых, В.В.Ряховский, И.П.Федотов, М.Афонин, М.Смирнова, А.И.Косенков и др.).
Кадр из фильма "Тучи над Борском" (1960, СССР)
Только после 1968 года органы государственной власти «избирательно» стали допускать независимую регистрацию общин евангельских христиан-пятидесятников. Однако большая часть общин пятидесятников, не желая сотрудничать с тоталитарным коммунистическим режимом и подвергаться полному контролю в своей собственно религиозной деятельности со стороны государства, отказались от подобной регистрации. Так образом в стране, не без участия органов власти, движение пятидесятников было разделено на два противоположенных лагеря, т. е. регистрированных и не регистрированных пятидесятников. Этот период государственно-церковных отношений в России получил должную оценку в Указе Президента Российской Федерации «О мерах по реабилитации священнослужителей и верующих, ставших жертвами необоснованных репрессий» от 14.03.96г. за № 378, которым был «осужден многолетний террор, развязанный большевистским партийно-советским режимом в отношении священнослужителей и верующих всех конфессий». Все ранее осужденные пятидесятники были реабилитированы. Но все-таки, не смотря на это, более 25 тысяч пятидесятников в период 89—95 годов эмигрировали на Запад (США, Канада, Германия).

После принятия 25 октября 1990 года Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий» не регистрированные общины пятидесятников стали легализировать свою деятельность. Первые четырнадцать не регистрированных общин пятидесятников Москвы (под руководством епископов С.Г.Костюка, Е.П.Гулы, С.В.Ряховского и др.) в 1991 году создали Межрегиональную христианскую ассоциацию «Ковчег», зарегистрировав ее в Министерстве юстиции РФ. Аналогичные процессы регистрации проходили во многих регионах Российской Федерации. Эти ассоциации, общины, миссии и поместные церкви в 1995 году объединились и стали учредителями Российского Союза Христиан Веры Евангельской «Церковь Божия».

В 1997 году Российский Союз Христиан Веры Евангельской «Церковь Божия» после вхождения в него родственных церквей, ассоциаций и объединений, был переименован в Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников).

Подробнее об истории христианской Церкви можно прочитать здесь.
О вероучении пятидесятников читайте здесь.
Made on
Tilda